“Поворот” конца 20-х и высшая школа на примере МГУ
(по материалам МГУ).

А.Д. Жилкин

МГУ им. М.В. Ломоносова, Исторический факультет

Развернутое в СССР в конце 20-х-30-е годы широкомасштабное социалистическое строительство оказывало большое влияние на различные институты и учреждения, в т. ч. и на высшую школу. Являясь одним из ведущих вузов страны, МГУ в своей деятельности непосредственно отражает всевозможные преобразования, и ниже мы попытаемся проследить взаимосвязь реформирования университета с событиями в стране.

Для рассмотрения мы взяли период с 1928г. по 1936г., от “поворота” конца 20-х, который для высшей школы определили постановления июльского (1928г.) и ноябрьского (1929г.) пленумов ЦК ВКП(б)[1], до законодательного оформления уравнения в правах естественных и гуманитарных наук в 1936г.

В качестве границы внутри взятого периода мы выделяем сентябрь 1932 г., когда с принятием постановления ЦИК “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”[1] намечается отход от радикальных методов реформирования и преобразования принимают более умеренные формы.

Привлекая в нашей работе помимо общих постановлений по высшей школе ранее не использованные материалы газет “Первый университет” и “За пролетарские кадры” (предшествующие названия газеты “Московский университет”- А.Ж.), мы попытаемся дать новое прочтение некоторым проблемам, затронутым в советской историографии. Отсутствие жестких идеологических рамок сегодня позволяет трактовать факты более широко.

В этой работе мы рассматриваем вопросы, связанные с изменениями в учебной работе МГУ в свете выдвинутых задач форсированного социалистического строительства, преобразования в структуре университета, основные направления идеологической политики, кроме того, обратим внимание на то, как менялся социальный и партийный состав учащихся, а также остановимся на вневузовской деятельности студентов.

Разработанный к лету 1921-го года проект устава высшей школы формулировал 3 основные задачи, которые, в целом, не изменились и в рассматриваемый нами период:

1) Создание кадров специалистов по всем отраслям народного хозяйства;

2) Подготовка научных работников;

3) Просветительская работа среди широких пролетарских и крестьянских масс[4].

Постановления же июльского и ноябрьского пленумов ЦК требовали качественного прогресса и уменьшения сроков подготовки специалистов.

Довольно низкая успеваемость студентов при требованиях скорейшего улучшения их подготовки становится причиной критики методики преподавания, в частности, лекции как метода[2]. Появляется печально знаменитый бригадно-лабораторный метод.

Проведение курса на подготовку специалистов-практиков отмечалось все большим сближением учебного процесса и производственной практики, что выразилось в прикреплении к крупным предприятиям профильных вузов.

Выполнение задачи ускоренной подготовки специалистов приводит к разукрупнению университета, выведению из его состава различных факультетов и образованию на их базе самостоятельных вузов и втузов. К 1932г. в лоне МГУ остается только 5 факультетов, и при этом нет ни одного гуманитарного.

Провозглашенный в постановлениях пленумов ЦК курс на пролетаризацию и расширение партийно- комсомольского состава дает свои плоды: в 1932г. доля рабочих от общегочисла учащихся в МГУ равно как и представителей ВКП(б) и ВЛКСМ превышала 60%[3]. В качестве дополнительных каналов пополнения рабочими кадрами возникают институт “выдвиженцев” и рабфаки.

Наблюдается увеличение идеологизированности МГУ. С ростом числа партийцев среди преподавателей не остается места “колеблющимся”. Идеалом преподавателя становится воинствующий материалист-диалектик.

Ширится вневузовская общественная работа студентов: просветительская деятельность в подшефных колхозах и на предприятиях ведется даже во время каникул.

К 1932г. проявляются результаты производимых в предыдущие несколько лет реформ высшей школы и допущенные в ходе них перегибы. Постановление ЦИК от 19.09.1932[1] отменяло целый ряд нововведений ( в числе прочих и бригадно-лабораторный метод - А.Ж. ) и намечало переход от интенсивного поиска форм к их упорядочению и систематизации.

Так, слишком узкая подготовка кадров, а также нехватка преподавателей подняли вопрос о необходимости укрупнения вузов. В МГУ начинают возвращаться факультеты.

1934г. знаменует собой возвращение гуманитарных факультетов. В этом году в университете вновь появляется истфак, и образование в МГУ перестает носить исключительно естественнонаучный характер.

После 1932г. явственно прослеживается большая идеологическая однородность в студенческой и преподавательской среде, что обеспечивало более быструю и слаженную реакцию на изменения в стране.

В период с 1932 по 1936гг. МГУ выходит на первое место во всесоюзном соревновании вузов. Значительно расширяется сфера интересов университета. Появившаяся установка быть первым во всем требует участия во всех нововведениях советского руководства, например, в строительстве метро.

Принятое в один год с новой Конституцией СССР постановление ЦИК и СНК “Об образовании Всесоюзного Комитета по высшей школе при СНК СССР”[1], упразднявшее Всесоюзный Комитет по высшему техническому образованию, означало, что в рамках построенного социализма оформилась система высшего образования.

Источники.

1. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947гг. - М.-Л. - 1947г. - Ч.2

2. Первый унивеситет. - 1929. - 11(27)

Литература.

3.История Московского университета. - М. - 1955г. - Ч2. с.123

4. Н.Л. Сафразьян. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы. - М. - 1977г. с.114

Анкета-заявка.

Жилкин Андрей Дмитриевич

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет: исторический

Кафедра: Отечественная история XX века

Курс: 3.