Общественное сознание крестьянства на фронте в Первой Мировой войне.

Оськин М. В.

Московский Педагогический Государственный Университет

 

Февральский переворот 1917 г., насильственно упразднивший монархию в России, стал началом Русской Революции. Ключевую роль в событиях играла армия, подавляющая часть которой состояла из наиболее патриархального и консервативного общественного слоя России – крестьянства.

Безусловно, объективных причин, лежавших в основании Революции, немало. Однако мы стремимся ответить на вопрос: какие изменения в общественном сознании крестьян, одетых в солдатские шинели в ходе войны, способствовали свержению монархии и развитию революционного процесса в России.

В каждом обществе складывается свое особенное видение мира, которым человек руководствуется в своем поведении, отбирая впечатления, идущие от внешнего мира и преобразовывая их в данные своего внутреннего опыта. Эти основные категории неизбежно предшествуют идеям и мировоззрению, которые отличают данную эпоху от предшествовавших. Система человеческих ценностей определяет представление человека о мире и о своем месте в нем; Первая Мировая война стала решающим фактором, видоизменившим картину мира крестьянина, уже и без того "надломленную" бурными событиями пореформенной эпохи: от отмены крепостного права через "догоняющую" капиталистическую модернизацию к Первой Русской революции и Мировой войне.

Мотивы к действию производны от тех идеальных моделей, которые заложены в сознании людей традициями, религией и культурой.

Община сформировала особый социально-психологический тип – со стойкими традиционалистскими установками, переходящими из поколения в поколение: поведение крестьян диктовалось такой установкой, как привязанность к земле, определявшей все их бытие. Ожидание "чистой воли", то есть полной свободы и всей земли, неоправданно затянулось в понятии крестьянства.

Уже в юбилеи 1912 и 1913 гг. распространялись слухи об отходе помещичьей земли крестьянам – т.н. "раскрепощение земли", так как убеждения, что земля "Божья" и должна принадлежать "миру" – тем, кто ее непосредственно обрабатывает, – определяла назначение земли: кормить человека, прилагающего к ней свой личный труд.

В ходе боев формируется убеждение, что земля не может не перейти крестьянам в награду за страдания, жертвы и гибель "за Царя", тем более, что община, провожая солдат на войну говорила : "Защитите землю и отвоюйте ее в руки крестьянские" 1( Першин П. Н. Аграрная революция в России, М., 1966, кн. 1, с. 375 ).

Вера в победоносное и непременно скорое окончание войны побуждало солдат безропотно нести свой крест и выполнять свой долг перед Царем и Отечеством.

Поражения 1915 и Великое отступление породили первые слухи об измене (во многом спровоцированные "сверху") и ударили по моральному духу армии. Огромные потери и призывы ратников ополчения второго разряда постепенно превращали армию в вооруженный народ.

На упаднические настроения после поражении наслаивалось беспокойство о семьях, оставшихся без кормильца. Объективно особых причин для этого не было, но традиционное сознание ориентировано на то, что "правдивую" информацию поставляет ближайшее окружение, то есть солдат при оценке реального положения дел в стране исходил в первую очередь из собственных соображений (плюс лживая пропаганда, которой хотелось верить) и считал, что официальные источники обязательно нарочно лгут.

Гибель кадрового состава в 1914-15 гг. привела к тому, что отношения "офицер - солдат" переросли в "господин - крестьянин", оставаясь на том же иерархическом военном уровне "командир - подчиненный", что привело к расколу "верхов" и "низов" армии, тем более что разница в материальном положении на фоне общих страданий била в глаза.

На стремление верхов уклониться от воинской службы и обогатиться в тылу (эта тенденция вызывала сочувствие в "обществе") низы ответили массовым дезертирством.

Бесконечная череда дополнительных призывов (в том числе внеочередных наборов 1918 и 1919 гг.) казалась безумной, убеждая крестьян в том, что "господа" действительно желают "извести" как можно больше народу, чтобы не давать землю. Повальные сдачи в плен стали ответом на "каторжные" условия жизни и нежелание умирать "бесполезно".

Перелом в солдатской психологии наступил в 1916 г., тем более, что солдаты намеревались завершить войну летом этого года 2 ( Чаадаева О. Армия накануне Февральской революции, М.-Л., 1935, с. 58 );Брусиловский прорыв и огромные жертвы, отданные победе, все равно не привели к окончанию войны, затягивая ее опять на неопределенный срок. Потери 1916 г. были особенно чувствительны, ибо ослабело сознание в необходимости их для России.

Не понимавший целей войны народ, ввергнутый в пучину страданий и ужас безысходности, при отсутствии надежды на скорое окончание всего этого, обращал свою ненависть на власть вообще. А отсутствие обещания "отдать землю" оформляет желание насильственного ее захвата, причем и власть, и Царь, таким образом, стали препятствием на пути к реализации цели.

Солдаты помнили (а многие даже испытали на собственном опыте), что России уже приходилось терпеть поражения (Японская война). Отступление 1915 года и безрезультатный прорыв 1916 года вполне могли создать убеждение что и эта война будет проиграна царизмом. А раз так – то и воевать незачем и нужно возвращаться по домам и забирать землю, которая теперь вся крестьянская по "праву" пролитой за нее крови.

Последним фактором, подтолкнувшим массы к революции, стал продовольственный кризис зимы 1916\17 гг.: на масленой неделе и празднике Сретения Господня не хватало даже хлеба.

Первая Мировая война, деформировав определенные ментальные структуры традиционного общественного сознания крестьянства, в конечном счете привела к свержению монархии в феврале 1917 года – началу Великой Русской революции.