Традиции Грановского или три поколения профессоров Московского университета.

Цыганков Д.А.

(Исторический факультет МГУ)

В целом вопрос о трех поколениях профессоров Московского университета сводится к проблеме истории либерализма в России, исследует проблему зарождения либеральной традиции в стенах Московского университета.

В современной историографии остается невыясненным вопрос об идеологии русского либерализма. Был ли он продуктом рецепции западноевропейских либеральных идей, как полагают В.В.Леонтович и немецкий профессор Г.Фишер, или же, как настаивает Б.Г.Могильницкий, в идеологическом отношении русские либералы имели собственную традицию. Существующая ныне периодизация либерализма в России, как представляется, выглядит формальной. Относя зарождение либеральных идей к XVIII-началу XIX веков, считая временем его появления 30-40 годы XIX века, она не дает возможности говорить о традиции как преемственности в развитии идей. Видится, что такие деятели, как С.Е.Десницкий, Н.И.Новиков и др., действовавшие в конце XVIII века, с одной стороны, и Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин-в 30-40-ые годы, с другой, мало связаны между собой в идейном отношении, хотя некоторые закономерности и напрашиваются- все эти общественные деятели связаны с Московским университетом. О гораздо большей преемственности в традиции можно говорить в отношении между представителями либеральной мысли 30-40-ых XIX века-и вплоть до 900-ых годов XX.

Эта традиция в рамках Московского университета была заложена Т.Н.Грановским. Во времена Грановского стали складываться особые взаимоотношения между профессором и студентом. Профессор университета из государственного чиновника в глазах студентов 30-ых годов становится неким учителем общества, идеалом для подражания в 40-ых. Так, Грановский становится авторитетом для последующих поколений профессоров и студентов, служа своеобразным мерилом профессорской этики: “Грановский так бы не поступил”-говорили в университетских кругах.

В.И.Герье- представитель следующего поколения профессоров (Грановский родился в 1813году, а Герье в 1837) университета прослушал всего лишь несколько лекций Грановского, главным образом вступительных, посвященных философии истории, однако был заворожен той особой атмосферой вокруг Грановского, о которой говорили многие его слушатели. Думается, что в своих выступлениях с кафедры Герье во-многом пытался походить на Грановского. Как для того, так и для другого была характерна склонность производить внешние эффекты. Подобно тому как Грановский в 40-ые годы постоянно опаздывал на свои лекции, заставляя ждать аудиторию, опутывая свое появление неким мистическим ореолом, что было уместно скорее для актера театра, чем для государственного служащего, так и Герье появлялся перед своими слушателями в 80-е годы не в синем форменном или в черном фраке, как это делали другие профессора, а в черном сюртуке, подчеркивая тем самым свое негативное отношение к службе как чиновничьей обязанности, что было неким вызовом администрации ( в случае с Герье это привело к тому, что в 90-ые годы уже все профессора читали свои лекции в домашних пиджаках (Кизеветтер А.А.На рубеже двух столетий. Прага, 1929, с.25-94). Некая преемственность в традиции наблюдалась и в том, что как и Грановский, Герье был профессором всеобщей истории, живо интересовался проблемам новейшего времени. И как бы следуя завету Грановского, который мечтал прочесть в Университете курс о Французской революции, но не смог этого сделать, Герье первым из профессоров Московского университета прочел таковой в его стенах. Кроме того, Герье пытался развить идеи особых отношений между профессорами и студентами, первым введя на факультете семинарские занятия.

Как бы уже наследником самого Герье становится П.Г.Виноградов (родился в 1864 году), его ученик. Он так же как и его предшественники достигает должности ординарного профессора(1889) всеобщей истории Московского университета и также претендует на особые отношения со студентами, которые в итоге кончаются для него печально. В 1901 Виноградов возглавил“Комиссию по руководству курсовыми совещаниями студентов”,созданную профессурой Московского университета для посредничества между студентами и администрацией, из-за нежелания Министерства народного просвещения идти на уступки в конце декабря 1901г. Виноградов подал в отставку и уехал в Великобританию. А до этого события Виноградов, впрочем как и после него, являлся кумиром студентов исторического факультета (см.Готье Ю.В. Университет. с.561// Московский университет в воспоминаниях современников. М.,1989.с.554-574) и имел кроме официального семинара в университете своеобразный кружок на дому, куда приходили П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер, Д.М. Петрушевский, Ю.В.Готье и др., люди широко известные в истории либеральной мысли.

Думается становится ясным, что источником либеральной традиции, а, следовательно, и идеологии либерализма в России в целом становились не только политические причины общего характера-отношение идеологов либерализма к представителям демократического движения, степень буржуазной эволюции самодержавия, но и такие на первый взгляд частные причины, как, например, традиция преподавания всеобщей истории в стенах Московского университета и традиции личных отношений профессоров и студентов в университете. Причем традиции эти были сильнее отдельных личностей. Тот же Герье, следуя традициям Грановского , подчиняя себе им, ”либеральничая”со студентами, в результате в конце своей жизни был вынужден уступить уже студентам и покинул этот, по выражению Б.Н. Чичерина, “парламент несовершеннолетних” в 1904 году, в результате обструкции устроенной ему студентами.

Все эти вместе взятые причины приводят к мысли, что Московский университет в лице его профессоров был источником либеральной идеологии в России.

 

Традиции Грановского или три поколения профессоров Московского университета.

Цыганков Д.А.

(Исторический факультет МГУ)

Cообщение Цыганкова исследует проблемы зарождения русской либеральной традиции на примере трех поколений профессоров Московского университета. Считая формальной периодизацию либерализма в России, в основе которой лежат внешние признаки общего характера – отношение идеологов либерализма к представителям демократического движения, степень буржуазной эволюции самодержавия, автор предлагает рассматривать либерализм в Московском университете как преемственность в сохранении научной и педагогической традиции. Таким образом, автор приходит к выводу, что источником идеологии либерализма в России являлись такие частные на первый взгляд причины как преподавание всеобщей истории в стенах Московского университета и традиции личных отношений профессоров и студентов, традиции, заложенные Грановским.

 

Granovsky tradition: three generations of the professors of Moscow Univercity.

Tsigankov D. (Moscow State University, History faculty)

D.Tsigankovs report concerns the problem of nascent liberal tradition in the Moscow University. Thinking that nowadays periodozation is a formal and based on only too general causes, he suggested to depict liberal tradition in Moscow University as a tradition of teaching and science. Thus he comes to conclusion that sources of liberal ideology in Russia depends on the second hand cause such as a lecture on World history and the tradition of relationship between professors and students. According to the author this tradition routed to Granovsky.