Русское общество и проблема национальной самобытности

в эпоху наполеоновских войн.

 

Мирзоев Е.Б.

(Московский государственный университет, Исторический факультет)

 

Рубеж XVIII–XIX веков стал периодом формирования и становления русского общественного сознания и общественной мысли. Именно с этого времени идея национальной самобытности становится одной из центральных проблем русской литературы. Эпоха наполеоновских войн, Отечественной войны 1812 года поставила перед русским обществом вопрос о выборе исторического пути России, о ее месте в европейской истории. В те годы, когда угроза нависла над самой незавиимостью страны, когда судьба русского государства и общества переплелась с судьбами народов Европы, особую актуальность приобрели проблемы самостоятельности России, своеобразия русского национального характера, основ русского общества.

Проблемы эти возникали уже в XVIII столетии, когда пробуждение национального самосознания в России проходило на фоне тревохных событий во Франции. У русской публицистики уже были традиции борьбы с галломанией, пороками иностранного воспитания, оторванности дворянской культуры от национальных корней, воплотившееся в творчестве А.Н.Радищева, Н.И.Новикова, Д.И,ФОнвизина. После событий 1789 года в недрах русского общества растет осознание неотвратимости столкновения с революционной Францией, ставшей в глазах патриотически настроенных кругов в России апофеозом всего того негативного, что усматривали во французском влиянии еще в XVIII веке.

Теперь, когда Европа угложала России “нашествием двунадесяти языков” патриотизм здесь неизбежно преобретал антизападную, антифранцузскую и антиреволюционную окраску. При этом в обществе (особенно в столицах) царило повальное увлечение французскими модами, романами, идеями французских просветителей, не говоря уже о засилии в светском обществе французского языка.

Как реакция общества на угрозу самим его устоями, которую несла на своих штыках наполеоновская армия, возникла идея самобытности и “положительности” русской культуры в противовес разрушительному якобинскому духу, охватившему Францию и распространявшемуся по Европе. Именно в таком понимании можно говорить о “национализме”, появившемся в обществе тех лет. В тот период проявилась тенденция к отказу от универсализма и свободомыслия европейского просвещения, плоды которого, казалось, представили теперь в виде реовлюционного террора и экспансии Наполеона. Образ последнего после убийства герцога Энгиенского, установления личной диктатуры и провозглашения себя императором утратил личную привлекательность. Внешний фактор стал источником роста патриотических настроений. Апогея они достигли естественно в 1812 году, но важным этапом стал и, воспринятый в России многими как позорный, Тильзитский мир.

Рамки этой темы еще более расширяет связь культурных процессов в России с общеевропейскими тенденциями развития общественной мысли: идеями позднего просвещения (Руссо), английского и немецкого предромантизма и универсализма, с их обращением к национальной культуре, культивированием патриотизма, интересом к национальной истории и т.д. Эти черты были присущи в тот период европейской культуре в целом и являлись выражением общего кризиса просветительской идеологии.

 

Русское общество и проблема национальной самобытности

в эпоху наполеоновских войн.

 

Мирзоев Е.Б.

(Московский государственный университет, Исторический факультет)

 

Тезисы посвящены вопросу о происхождении “патриотического направления” в русской общественной мысли и литературе. Автор приходит к выводу о том, что события Французской революции и наполеоновская экспансия в соединении с общеим кризисом просвещенческой идеологии напрямую повлияли на подъем национального самосознания и патриотических настроения в России.

 

Russian society and national origin’s problem at the time of napoleonic wars/

Mirzoev E.B.

(Moscow State University, Department of History)

 

The article deals with the origin of “Patriotic direction”in russian public thought and literature. The author points out that French revolution as well as the crises of enlightenment as an ideology influences directly on increase of national self–awareness and public spirit in Russia.