УДК 931

РАННЕИСПАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
(МГУ им. М.В. Ломоносова, Кондратьева Т.В.)

В докладе проанализированы сочинения античных авторов Страбона, Аппиана, Диодора, Ливия, Полибия, Плиния Страшего, Цезаря и Юстина с целью выявить и классифицировать религиозные представления народов Пиренейского полуострова в доримское время.

Можно сказать, что самые древние верования связаны с почитанием животных. По Плутарху лузитаны считали священным животным оленя (Plut; Sert. XI). В мифе о Гаргорисе- царе куретов и его внуке Габиде у Юстина встречаются упоминания о самке оленя, вскормившей младенца (Iust, XLIV). В этих отрывках запечатлелись отголоски тотемизма.

Имеющиеся у нас археологические данные свидетельствуют о наличии культа мёртвых у народов древней Испании (Каптерева Т.П., Античная Испания, с.17,18,63,64). У античных авторов мы находим описание погребальных обычаев: пиршества и игр. Страбон, говоря о трапезе у горных народов, упоминает, что «обед обносят кругом, а за питьём танцуют под звуки флейты и трубы, водят хороводы, подпрыгивая и приседая. В Баститании женщины танцуют вперемежку с мужчинами, взявшись за руки.»(Strab. III,III,7). То, что эти танцы имели сакральный характер, подтверждают археологические находки (керамика и рельефы)(Historia de Espana, Madrid, 1994, с.233-234;Каптерева Т,П,ук. соч.,с.34). У Аппиана мы встречаем сведения об устройстве гладиаторских боёв после погребения вождя лузитан Вириата (App. VI,72). Но может быть эти бои относятся лишь к похоронам вождя и к общему культу мёртвых не имеют никакого отношения. У Страбона имеются сведения о состязаниях легковооружённых, тяжёловооружённых воинов и всадников в кулачном бою, беге, перестрелке (Strab. III,7). Интерпретировать однозначно этот отрывок также невозможно. Может быть, эти обряды связаны с почитанием какого-то божества. Но археологические данные подтверждают наши предположения относительно погребальных обычаев.

Как и у многих народов на этапах разложения общинного строя, у племён, населявших древнюю Испанию зародился культ вождя. У лузитан было представление о существовании вождя, посланного божеством (Plut., Sert., XII). Аппиан, описывая погребения Вириата, вождя лузитанцев, говорит о жертвах, которые принесли в честь него(App. VI,72). Может быть, это свидетельство почитания умерших вождей , превратившихся в сильных духов (Токарев, Ранние формы религии, с.321). Возможно к культу вождя также относятся свидетельства Плутарха о жертве за полководцев (Plut, Sert., XIV). На основе орывочных сведений мы можем предположить, сто сакрализация вождя проявлялась в двух формах: в сверхъестественной санкции его авторитета, как опирающегося на поддержку божества; и в почитании умершего вождя, превратившегося в духа.

Сведения античных авторов, дополненные некоторыми данными археологии помогли нам воссоздать религиозные представления народов Испании доримской эпохи. Мы можем говорить о существовании культа мёртвых, культа вождя и о почитании священного животного.

 

УДК 931

RELIGIOUS VIEWS OF ANCIENT SPAIN BEFORE ROMAN CONQUEST ACCORDING TO ANTIQUE AUTHORS.

Compositions of antique authors (Strabo, Avien, Appian, Diodor, Livius, Polibius, Plinius Maior, Caesar, Iustin) have been analized in the report in order to find out and classify the religious views of ancient Spain population before Roman conquest. According to Plutarch and Iustin it could be said about worship of animals. Strabo and Appian tell us about funeral customs: funeral feasts and games. They also confirm archaeological data about the existing of the cult of the dead. Appian and Plutarch testify the cult of the chief.

УДК 931

РАННЕИСПАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПО АНТИЧНЫМ АВТОРАМ

(МГУ им. М.В.Ломоносова, ист. фак., Кондратьева Т.В.)

В докладе были проанализированы произведения античных авторов (Страбона, Аппиана, Авиена, Диодора, Ливия, Полибия, Плиния Старшего, Цезаря и Юстина) с целью выявить и классифицировать религиозные представления народов Пиренейского полуострова до римского завоевания. На основе данных Плутарха и Юстина можно говорить о почитании священного животного. Страбон и Аппиан сообщают о погребальных обычаях: тризне и играх; подтверждают археологические данные о наличии культа мёртвых. Аппиан и Плутарх свидетельствуют о сакрализации вождя.