УДК 931

Авгуральная дисциплина.

(МГУ им. М.В. Ломоносова, ист. фак., Антонова Н.А.)

Главная задача доклада - исследование составных элементов и сущности учения римских авгуров (disciplina auguralis). Следует подчеркнуть, что данная проблема была недостаточно исследована в отечественной и зарубежной историографии.

С этой целью были рассмотрены следующие источники : сочинения Ливия, Дионисия, Цицерона, Овидия, Плиния Старшего, Варрона, Феста, Сервия, Макробия, Диона Кассия, Авля Геллия, Исидора Севильского. На их основании можно сказать следующее. Коллегия авгуров, по всей видимости, была наиболее древней жреческой коллегией, а элементы авгуральной дисциплины были разработаны задолго до основания Рима. Основными задачами авгуров были наблюдение и интерпретация знамений с целью выяснения воли божества. Авгуральная дисциплина выделяла 5 видов таких знамений: ex caelo, ex avibus, ex tripudiis, ex quadripedibus, ex diris (Fest. ep.,261). Знамения делились на signa impetrativa и signa oblativa (Serv. Ad Aen. II,702; VI,190).

Сложно говорить о различии в понятиях augurium и auspicium, уже в древности имевших несколько объяснений. Ясно, однако, что авгурии проводились только жрецами-авгурами, ауспиции же могли совершаться жрецами, магистратами, а также гражданами по различным частным поводам (Serv. Ad Aen. III,20). Исключительно в ведении авгуров состояла инавгурация магистратов, жрецов, инавгурация определённой территории для последующего превращения в templum.

Эффективность авгурий не была ограничена временем (кроме случая инавгурации церемоний). Ауспиции, наоборот, были действительны короткое время. Учение авгуров было изложено в так называемых авгуральных книгах (libri augurales; они не сохранились). Использованнные нами источники не сообщают о количестве, названии авгуральных книг. Так же трудно установить их авторство в исследуемый нами период (до 300 г. до н. э.). Неизвестно, где хранились libri augurales. О содержании авгуральных книг можно судить лишь косвенным образом. По-видимому, в  libri auguralis, были зафиксированы типы знамений и порядок и интерпретации. Важное место, очевидно, должно было быть уделено и понятиям templum, ius augurale, pomerium. Скорее всего, а   авгуральных книгах сохранялся древний характер письма (Varro, l.l. V,21; Fest. ep. 397).

Возможно, в авгуральных книгах была записана и формула, используемая при инавгурации. Книги содержали также и какие-то сведения о реках (Cic. nat. deor. III,51; Serv. Ad Aen. II,719; VIII,95), растениях и деревьях (Varro, l.l. VI,64;VII,8;VII,9); астрономических знаниях (прямо об этом источники не сообщают). Содержание авгуральных книг не исчерпывалось только сакральными вопросами: в книгах упоминаются и  которые гражданские установления (порядок provocatio - Cic. r.p. II,54). Определённая часть учения авгуров сохранялась в устной передаче. Сервий назыает авгуральные книги libri reconditi (Serv. Ad Aen. II,398;II,649). Цицерон свидетельствует,что некоторые из авгуральных книг хранились в тайне (Cic. de domo,XV,39). Фест сообщает о неких "тайных беседах"(Fest, ep. 16) которые велись авгурами на возвышении "вдали от обычной известности". Эти "священные разговоры" (или сведения о сакральных действиях) передавлись не в письменном а виде, а по памяти.

Таким образом, большая или меньшая часть учения авгуров (disciplina auguralis) передавалась словесным образом, что ещё больше затрудняет исследование вопросов, связанных с libri augurales и disciplina auguralis.

УДК 931

AUGURAL DISCIPLINE

The college of augurs may have been the oldest priestly college and the elements of augural discipline had been worked out long before the foundation of Rome. The main predestination of augurs was inauguratio ( inquiery on the occasion of desirable election of persons and also about the election of a place to convert it into a templum). Disciplina auguralis was stated in augural books. The sources don't mention directly the contents of augural books, their   number, place of storing, authors (before 300 B.C.). Augural books probably contained sacred statements devoted to signes and their interpretation, the ritual of inauguration (of persons and plots), the augural law. Some part of augural books was connected with matters of non-sacred character. The definite part of disciplina auguralis remained in oral form.

УДК 931

АВГУРАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

(МГУ им. М.В. Ломоносова , ист. фак., Антонова Н.А.)

Коллегия авгуров, по всей видимости, была наиболее древней жреческой коллегией, а элементы авгуральной дисциплины были разработаны задолго до основания Рима. Главным предназначением авгуров было inauguratio - вопрос к богам по поводу желательного избрания лиц, а также по поводу выбора мест для превращения его в templum. Учение авгуров (disciplina auguralis) было зафиксировано в авгуральных книгах. Источники не сообщают прямо о содержании авгуральных книг, их количестве, месте хранения, авторах (до 300 до н.э.). Вероятно, авгуральные книги содержали сакральные установления , посвящённые знамениям и их интерпретации, ритуалу инавгурации (лиц и участков земли), авгуральному праву. Какая-то часть авгуральных книг была связана с вопросами несакрального характера. Определённая часть disciplina auguralis сохранилась в устной передаче.