ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

Л.И. Бородкин (Москва)

КВАНТИТАТИВНАЯ ИСТОРИЯ НА ПОРОГЕ ХХI ВЕКА:
фазовый переход?

"Но мы не верим, чтобы скачки от "может быть" к "должно быть" и к "большей вероятности", а от нее к "несомненности", чтобы эта игра в слова и предположения могла стать основной прочной, долговечной научной теорией...".
(В.О.Ключевский. Неопубликованные произведения.
М., Наука, 1983 - С.176-177).

Свести к минимуму роль "игры в слова" в историческом исследовании - в этом видится основное предназначение квантификации даже сегодня, в период доминирования "нового нарратива", в условиях "лингвистического поворота", декларирующего отказ от европейской традиции рационализма, связанной во многом с эпохой Просвещения. Однако, имеются ли основания говорить о том, что "историк все еще гораздо более рассказчик (story-teller) чем ученый", а квантификация занимает "периферийное место в профессии историка"? [1]

В данном докладе делается попытка анализа тенденций развития квантитативной истории у нас и за рубежом в 1990-х годах. Один из итогов этого анализа приводит к отрицательному ответу на поставленный выше вопрос.

В недавно опубликованной в США рецензии (кстати, положительной) на книги из инициированной АИК серии "Десять новых учебников по историческим дисциплинам" содержится любопытный пассаж, касающийся применения в книгах этой серии количественных методов и компьютерных технологий: "Хотя авторы верят, что они находятся на острие "современных" (modern) компьютеризованных методологий, фактически они сели на поезд, который покинул станцию "Запад" пару десятков лет назад и затем затерялся, чтобы возникнуть теперь в русских степях" [2]. Впрочем, вопрос о нынешнем местонахождении "квантитативного поезда", пересекающего просторы постмодернизма, является дискуссионным - в недавней обзорной работе Д. Обервиттлера делается вывод о справедливости заключения Э. Джонсона [3] о том, что "квантитативная история нашла в конце концов свой дом в Германии" [4].

На наш взгляд, навязанный нам образ поезда просто неадекватен; вот уже 30 лет существуют по крайней мере 5-6 национальных "квантитативных поездов". Их скорости в одних странах возросли, в других - остались прежними. За эти годы появилось немало новых маршрутов, привлекших внимание части бывших пассажиров "квантитативных поездов".

Контуры квантитативной истории 1990-х годов заметно отличаются от тех, которые были присущи ей в 60-е - 80-е годы. С одной стороны, "микрокомпьютерная революция" 80-х годов резко расширила возможности применения количественных методов, построения математических моделей исторических процессов и явлений; с другой стороны, - надо признать, усиление постмодернистских концепций потеснило позиции квантитативной истории.

Анализ тенденций развития квантификации в исторических исследованиях у нас и за рубежом на пороге XXI века проведен нами на материалах ведущих журналов квантитативной истории - "Historical Methods" (США), "Histoire et Mesure" (Франция), "Historische Sozialforschung" (ФРГ), "History & Computing" (АНС, Великобритания), а также на массиве публикаций ассоциации "История и компьютер" (АИК). Основные выводы библиометрического анализа, основанного на почти 400 зарубежных публикациях и более 100 статьях, изданных в сборниках АИК (мы охватываем период 1993-1999 гг.), сводятся к следующему.

1. Количество публикаций по квантитативной истории в странах СНГ за последнее десятилетие возросло. При этом число статей по применению количественных методов и ЭВМ в исторических исследованиях и историческом образовании, опубликованных в сборниках АИК в течение рассматриваемого периода времени, превышает общее число публикаций, вышедших в рамках этого направления в СССР в 70-80-е годы.

2. В 1990-е годы АИК провела 6 крупных ежегодных конференций, XI Международную конференцию "History & Computing", несколько международных научных семинаров в странах СНГ. Подготовка к этим конференциям и семинарам сопровождалась публикацией более 300 тезисов, содержащих краткие описания исследований, ведущихся историками в странах СНГ с помощью количественных методов и компьютерных технологий. Эти формы научной жизни в рамках нашего направления также развивались более активно - на базе опыта, заложенного в 80-е годы, а также исходя из новых возможностей, возникших в связи с формированием научного сообщества - АИК. Этот процесс привел к заметному росту числа авторов публикаций в жанре квантитативной истории (в основном за счет молодых исследователей из региональных научных центров).

3. За рубежом сложились несколько областей исторического знания, где основные результаты достигаются с помощью количественных методов, применяемых в ходе компьютеризованного исследования. Это прежде всего экономическая история, историко-демографические исследования, ряд направлений социальной истории (развиваемых в рамках т.н. social science history) и политической истории (например, парламентской истории). Об этом можно судить не только по материалам указанных выше "квантитативных" журналов, но и публикациям в специализированных исторических журналов (например, Journal of Economic History, Economic History Review, European Review of Economic History, Social Science History, International Review of Social History, Journal of Interdisciplinary History).

4. Применительно к нашей исторической науке эти тенденции проявились прежде всего в области исторической демографии, где технологии баз данных создали возможности для количественного анализа массовых данных по демографической истории России XIX века. Можно сказать, что наиболее интересные и значимые результаты в этой области исторических исследований получены в 1990-е годы в рамках нашего направления, способствовавшего становлению активно работающих исследовательских групп (в Барнауле, Минске, Петрозаводске, Саранске, С.-Петербурге, Тамбове и других научных центрах).

5. В течение истекшего десятилетия применение количественных методов в отмеченных областях исторической науки стало в значительной мере рутинным делом; редко можно встретить описание используемых стандартных методов и коэффициентов. Наряду с этим можно говорить об усложнении методического инструментария современной квантитативной истории. Ряд зарубежных журналов посвящают специальные выпуски новым или более "продвинутым", тонким методам анализа источников или моделирования исторических процессов. Так, в ряде журналов была дана подробная характеристика новых методов нелинейного анализа временных рядов, теории хаоса, продолжается дискуссия о возможностях их применения в истории.

6. В целом, однако, можно говорить об уменьшении влияния квантитативных подходов на развитие основных направлений мировой историографии в последнем десятилетии ХХ в. При этом имеются основания трактовать эту ситуацию как "фазовый переход", связанный с прогнозируемым возрастанием рационального знания в науке первого десятилетия XXI века.

В докладе приводятся конкретные данные, подтверждающие отмеченные тенденции.

 

А.В. Дремайлов (Москва)

АДИТ И ДВИЖЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СЕТИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ЮНЕСКО и информационное общество для всех

В материалах итогового документа сто пятидесятой сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО от16 августа 1996 г. отмечено: "ЮНЕСКО, как организация объединенных наций в области науки, культуры и образования, пропагандируя идею открытого информационного пространства, разработало концепцию информационного общества для всех... Образование, подготовка специалистов, научные исследования, сфера досуга – фактически, все аспекты жизни – испытывают все большее влияние электронных сетей и технологий мультимедиа, которые порождают новые возможности...

В области культуры технологии мультимедиа уже открывают огромные возможности для популяризации материального и нематериального культурного наследия и для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечат каждому неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии".

Итак, ЮНЕСКО приветствует информационное общество для всех и развитие Интернет в мире, рассматривая прогресс коммуникационных информационных технологий, как средство, объединяющее людей. Однако ЮНЕСКО беспокоит тот факт, что огромное количество людей, проводя свой досуг перед компьютерами, потребляют информацию, мягко говоря, сомнительного содержания. Что же делать? Какое информационное содержание может также объединять людей? Вывод неожиданно прост – это мировое культурное наследие. Следовательно, необходимо интенсивно переводить в цифровой вид информацию о мировом культурном наследии для простоты доступа к ней любого пользователя, неважно на каком континенте он живет, какой его родной язык.

Инфоэтика

Б. Гейтс, основатель знаменитой фирмы Майкрософт, один из первых осознал будущую мощную востребованность цифровой информации о мировом культурном наследии. В 1994 – 1995 гг. специалисты многих крупнейших российских музеев имели возможность общаться с посланниками принадлежащих ему фирм (Interactive Home Systems (в дальнейшем Continium productions, в дальнейшем Corbis). Его бизнес-план, рассчитанный на 10 лет, очень прост: к 2004 г. высокоскоростные информационные магистрали достигнут каждый американский дом, процессорный блок ПК будет в виде небольшой коробочки, а телевизор (видимо, стандарта ТВЧ) сможет выполнять одновременно и функции монитора. Телевидение и Интернет соединятся. И тогда каждая американская семья сможет подписаться за $50 в месяц на доступ к высококачественному банку данных шедевров мира.

Для реализации своей идеи Гейтс начал приобретать права на изображения мировых шедевров живописи и предметов искусства для представления их в цифровом виде. По некоторым данным фирме Corbis принадлежат права на 10000 изображений из 10 крупнейших музеев мира. При этом – сами шедевры находятся в музеях, в основном, в европейских, изображения в традиционных путеводителях и альбомах по искусству принадлежат музеям и издательствам, а права на цифровые изображения шедевров принадлежат лично Гейтсу. Принимая во внимание, что, используя мощные коммуникации, эти изображения можно будет использовать по сотням тысяч запросам в день, огромные дивиденды от их использования получит не музей и не страна, где сохраняются эти предметы культурного наследия, а конкретное лицо, которому принадлежат права.

Вопрос, связанный с оцифровкой изображений шедевров культурного наследия, очень волнует ЮНЕСКО. Ежегодно, начиная с 1997 г., ЮНЕСКО организует Всемирный конгресс ИНФОЭТИКА, где анализируются и рассматриваются вопросы информационного общества для всех и, в частности, роли культурного наследия.

Европейское движение к единому информационному пространству по культурному наследию

Европейские страны отреагировали своей концепцией решения этой проблемы. Комиссия Европейского Союза финансирует проекты формирования европейского банка данных по культурному наследию. В частности, один из последних проектов, поддерживающих деятельность Европейского консорциума "Музеум-Онлайн" направлен на создание стандарта формирования первичного изображения высокого разрешения и стандарта низкого разрешения для представления его в открытом информационным пространстве. Но главный аспект этого проекта заключается в том, что первичные права на цифровое изображение остается за фондодержателем, т.е. за музеем, где хранится шедевр.

Какова же роль России в представлении информации о национальном культурном наследии в открытом информационном пространстве?

Может ли Россия сформировать свою национальную идею по созданию электронного банка данных национального культурного наследия, предложить удобные для всех правила участия в этом процессе?

Учетные музейные базы данных формируются в нашей стране уже более 15 лет. Каков общий объем этих баз данных? Никто не может ответить на этот вопрос. С одной стороны, многие региональные музеи, согласно программе информатизации органов культуры, получали от Министерства культуры компьютерную технику для автоматизации учета экспонатов, с другой стороны, то же Министерство культуры не спрашивало с музеев сформированные базы данных для формирования единого банка данных. Отсутствие такой цели не заставляло и серьезно заниматься стандартами описания предметов искусства в базах данных.

Сегодня, как никогда нужна четкая позиция Министерства культуры по вопросу создания Единого российского музейного информационного пространства. Нужна практическая программа, и прецедент создания такой государственной программы есть – это общероссийская компьютерная библиотечная сеть Либнет.

Музейные Интернет-проекты в России. Это уникальное явление.

Речь идет, прежде всего, о проекте "Сервер Музеи России", реализованном творческим коллективом под руководством К.А. Наседкина на базе Государственного Дарвинского музея, который, в настоящее время перерождается в проект Сеть Культурного Наследия "Музеи России". Фактически на общественных началах в России появился сервер, где уже предложена демократическая основа формирования национальной музейной сети. Этот опыт уникален, и его необходимо использовать. Я надеюсь, что альянс – государственная поддержка и общественная инициатива – дадут мощное развитие Российской сети культурного наследия.

Российская сеть культурного наследия, как национальная идея

Вот мы и произнесли этот слоган – Российская сеть культурного наследия. А может быть это и есть та самая национальная идея, удовлетворяющая всех – и государство, и рядовых отечественных пользователей, и мировое информационное общество?

Необходимо теперь только определить: какие государственные интересы должна обслуживать эта сеть, какие профессиональные – научные, образовательные, какие общественные интересы, например, культурный туризм. Как должна финансироваться эта сеть? Как должен формироваться государственный бюджет, как стимулировать негосударственное финансирование? Как должна быть организована система управления?

Уникальная инициатива Института Открытое общество (Фонд Сороса) в поддержке национальной культуры

Не могу не отметить роли Института Открытое Общество в проблеме создания открытого информационного общества в России. Созданные университетские Интернет-центры, тридцать информационных узлов в тридцати субъектах федерации уже интегрированы в мировое открытое информационное пространство. Это реальная коммуникационная инфраструктура, на которой может реально базироваться Российская сеть по культурному наследию.

Концептуальные аспекты сети

Функции сети

"Формирование и поддержка межведомственного электронного справочника музеев России"; "Формирование и поддержка электронного справочника по недвижимым памятникам"; "Формирование и поддержка авторизованного реестра государственного музейного фонда России"; "Формирование и поддержка авторизированного регистра изображений музейных предметов"; "Сервисная поддержка пользователей сети:

- презентационное представление музеев России в Интернет

- культурный туризм в России

- образовательные программы

- виртуальные конференции музейных профессионалов

- законодательство и право

Основные потребители сети

Участники сети: Государственные структуры, Независимые ассоциации, Частные структуры.

Финансирование сети: Государственная поддержка; Неправительственные фонды; ЮНЕСКО; Спонсоры.

 

И.М. Гарскова (Москва)

РОССИЙСКАЯ СЕТЬ
"СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ"

Идея создания российской сети, ориентированной на гуманитариев, родилась в результате многолетнего сотрудничества Лаборатории исторической информатики исторического факультета МГУ и российской Ассоциации "История и компьютер" с университетом Майами и сетью EH.Net (экономическая история). В марте 1998 г. президент АИК Л.И. Бородкин (МГУ им. М.В. Ломоносова) и директор EH.Net С. Вильямсон (университет Майами, Огайо) инициировали проект, направленный на развитие сети листов рассылки для российских пользователей, работающих в области социальных и гуманитарных наук.

Этот проект ставит своей целью развитие и укрепление профессиональных контактов между исследователями, преподавателями, аспирантами, студентами и другими возможными пользователями сети путем проведения дискуссий или телеконференций по различным направлениям исследований и преподавания в области социально-гуманитарных дисциплин. С другой стороны, для поддержания современного уровня научной и преподавательской работы пользователям необходима также информационная поддержка, включающая постоянно обновляющиеся и пополняющиеся сведения о Web-сайтах, информационных ресурсах, конференциях и публикациях по самому широкому спектру их профессиональных интересов. Можно сказать, что целью проекта является создание своеобразного "университета без стен", способствующего расширению научных контактов между членами научного сообщества и позволяющего преодолеть информационную изоляцию ученых, зачастую не имеющих возможности выезжать на конгрессы и конференции для обсуждения актуальных проблем своей научной области.

Проект создания Российской сети "Социально-гуманитарные науки" (RSSH.Net) получил организационно-техническую и финансовую поддержку Лаборатории исторической информатики МГУ, российской Ассоциации "История и компьютер", филологического факультета МГУ, Алтайского государственного университета (с российской стороны) и фонда проф. В. Хэвигхерста университета Майами, программы IATP (из фонда USIA) организации "Project Harmony" (образовательные и профессиональные обмены между США и СНГ) и сети EH.Net (с американской стороны). Деятельностью RSSH.Net руководит Совет, определяющий политику развития Сети. В Совет входят редакторы листов и представители организаций, поддерживающих проект RSSH.Net.

Члены Совета RSSH.Net полагают, что Сеть будет полезна историкам, экономистам, филологам и другим специалистам в области социальных и гуманитарных наук, которые используют электронные коммуникации, в первую очередь электронную почту и Интернет, в своей научной и преподавательской работе. Сеть поддерживает Web-сайт (www.rssh.net) и ряд листов рассылки, аккумулирующих полезную информацию и проводящих дискуссии по проблемам, представляющим интерес не только для профессионалов, но и для аспирантов, студентов, а также всех интересующихся указанной проблематикой. Подписчики этих листов могут принять участие в телеконференциях по дискуссионным проблемам, ознакомиться с каталогами электронных ресурсов, новыми публикациями, хроникой научной жизни и другой интересной информацией.

В настоящее время в рамках сети RSSH.Net работают следующие листы рассылки:

Очевидно, что члены АИК играют большую роль в деятельности сети. Они принимают активное участие в работе листов, являясь их редакторами и членами редколлегий. Много членов Ассоциации уже являются подписчиками листов RSSH.Net. Разумеется, по мере развития сети круг ее активных участников будет расширяться.

 

Ю.В. Яковец (Москва)

ПРОБЛЕМЫ ДИНАМИКИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:
ГЛОБАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ

Центральное место в исторической науке начала XXI века займет проблема динамики мировых цивилизаций (включая переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной), взаимодействия локальных цивилизаций и смены их поколений. ООН провозгласил 2001 г. годом диалога между цивилизациями.

В учебном пособии "История цивилизаций" [1] сформулирован новый подход к цикличной динамике мировых и локальных цивилизаций; подготовлен перевод пособия на английский язык для издания в США (Edwin Mellen Press). На основе этого подхода изготовлен демонстрационный диск электронной версии "Истории цивилизаций" и учебное пособие по компьютерной игре "Диалог цивилизаций": предупреждение и разрешение межцивилизационных конфликтов". На июль 2001 г. намечена IV Международная Кондратьевская конференция "Взаимодействие и диалог цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век". Началась разработка глобальной многомерной модели межцивилизационных отношений и геоцивилизационного атласа. Исследуются проблемы места России и евразийской цивилизации в мировом постиндустриальном пространстве [2. Гл. 16, 17].

Представляется целесообразным объединить усилия историков, экономистов, демографов, политологов, социологов, экологов специалистов в области макромоделирования и информационных технологий для реализации следующих проектов.

1. Подготовка серии мультимедийных многоязычных дисков по истории цивилизаций: сводного диска с изложением теории исторических циклов и динамики мировых и локальных цивилизаций (на базе учебного пособия "История цивилизаций"); диска по истории России и евразийской цивилизации; 9 дисков по другим локальным цивилизациям. Такой проект может быть реализован при поддержке ЮНЕСКО на международной основе и ориентирован на использование в образовательных системах всех форм и уровней – от школьного до дистанционного и самообразования взрослых. Координирующую роль могли бы выполнять Международный консорциум "Шедевры искусства", Ассоциация "История и компьютер". Реализация этого долгосрочного проекта поможет воспитывать подрастающие поколения в духе диалога между цивилизациями и культуры мира. 2000-2010 гг. провозглашены ООН Международным десятилетием культуры мира в интересах подрастающих поколений.

2. Разработка глобальной многомерной модели межцивилизационных отношений – в 6 разрезах (демографический, природно-экологический, технологический, геоэкономический, геополитический, социокультурный), по 10 локальным цивилизациям четвертого поколения (евразийская, западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, японская, китайская, индийская, мусульманская, африканская, океаническая) и со сводным блоком интегральных расчетов. Предполагается создать новую модель в 90-е годы ХХ в., затем распространить ее на ретроспективу до 1950 г. и частично до 1750 г. и на основе выявленных закономерностей и тенденций построить сценарий межцивилизационных отношений на перспективу до 2050 г., выявив возможные очаги и последствия столкновения цивилизаций. Наибольшую сложность при этом представят статистическое наполнение модели, выявление количественных зависимостей между отдельными разрезами и тенденций цикличных колебаний. Координаторами этих работ являются Международный институт П. Сорокина – Н. Кондратьева и Российская академия госслужбы (при Президенте РФ (РАГС).

3. На основе модели намечается построить геоцивилизационный атлас в соответствии с методологией, предложенной Э.Г. Кочетковым [3]. Атлас будет иметь структуру (страницы) в соответствии со структурой глобальной модели, может быть использован в компьютерном диалоге и представлен в Интернете, что облегчит моделирование ситуаций взаимодействия и конфликтов цивилизаций.

4. Глобальная модель и геоцивилизационный атлас по мере их формирования могут использоваться в компьютерной игре "Диалог и взаимодействие цивилизаций; предупреждение и разрешение межцивилизационных конфликтов", которая разработана в РАГС (Ю.В. Яковец, А.В. Докторович); предполагается ее экспериментальная апробация в Российском университете дружбы народов с последующим тиражированием и представлением в Интернете.

5. Указанные выше разработки, а также мультимедийные диски по истории, созданные ИПН РАН, Клио-софт и др., целесообразно представить на IV Международной Кондратьевской конференции (Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запад: альтернативы на XXI век" (Великий Новгород, июль 2001 г.).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Яковец Ю.В. История цивилизаций. 2-е изд. Уч. пособие М.: Владос, 1997.
  2. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999.
  3. Кочетков Э.Г. Геоэкономика. М.: БЕК, 1999.

 

Круглый стол - I

A.Ю. Андреев (Москва)

"НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

1. "Новая хронология" очень напоминает колосс на глиняных ногах. Как уверяют авторы, ее шокирующие выводы базируются на мощном фундаменте современных математических методов. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не так. Математические методы Фоменко имеют мало общего с современной математической статистикой. Они не верифицированы должным образом, чувствительны к способу расчета и допускают "подгонку под ответ"; их статистическая корректность оставляет желать лучшего.

2. Читатели склонны верить математике. В основе этого – убеждение в некоей заведомой "точности" математических методов, более предпочтительной, чем любое гуманитарное знание. При этом забывают, что у любого "точного" метода обязаны быть границы применимости; при использовании математико-статистических методов необходимо строить доверительные интервалы, оценивать средние ошибки и т.д. Без поиска и оценки этих параметров применение метода просто лишено смысла. Однако, именно эту картину забвения культуры математических расчетов мы видим в книгах Фоменко.

3. Книги Фоменко построены так, что выявить некорректность в математических методах оказывается достаточно сложно. В предисловии каждой из книг нас уверяют, что все здесь изложенное "строго доказано", но – в других работах. Автору доклада удалось добраться до одной из первых обобщающих работ Фоменко "Методы анализа нарративных текстов и приложения к хронологии" (М., 1990), однако даже в ней нет математических формул. Вместо этого запутанным и малопонятным широкому читателю (который почти наверняка пропустит эти страницы) языком излагается "исследовательская кухня" метода, ни на шаг не приближающая к его содержательному наполнению.

4. Суть метода сравнения текстов по Фоменко кратко сводится к следующему. Предметом рассмотрения служат исторические тексты с погодным изложением (летописи, хроники и т.д.). Вначале по тексту строится график "содержания информации", на котором каждому значению года соответствует "объем исторической памяти" о нем. Эта память измеряется Фоменко в количестве страниц (!), соответствующих этому году (т.е. зависит от издания книги и шрифта?!), или в количестве слов погодной записи (зависит от языка?!), собственных имен, букв и т.д. По его мнению (без какого-либо обсуждения) все это приводит к одному и тому же графику. Создается впечатление, что до Фоменко вообще не существовало никаких методик анализа текстов (контент-анализа, например), где когда-нибудь обсуждались эти проблемы. Все это лишний раз говорит об уровне его статистической культуры. На втором шаге из графика выбираются точки "максимумов информации". Причем, каким требованиям должны удовлетворять эти "максимумы" (для которых берутся далеко не все вершины графика), также неясно. Еще более любопытно другое требование – максимум всегда достигается в одной точке (т.е. в конкретном году), таким образом, два или более года, с одинаковой подробностью описанных в источнике, по мнению Фоменко встречаться не могут или должны быть заменены одним (ясно, какой здесь простор открывается для подгонки результатов). Наконец, две хроники могут сравниваться, только если у них одинаковое число максимумов. Если же нет – недостающие максимумы воображаются слившимися с уже имеющимися; процедура выбора "слившихся максимумов" также неоднозначна, хотя сильно влияет на ход расчетов. Таким образом, на "выходе" из двух текстов (хроник) мы получаем последовательность максимумов; например на 400-летнем отрезке выделяется 25 таких лет. Если максимумы двух хроник "совпадают" – как это оценить, см. ниже – то Фоменко считает, что хроники на самом деле описывают один и тот же отрезок истории, являясь его "дубликатами" в разных эпохах. Заметим, что последнее рассуждение уже не имеет отношения к математике, а с точки зрения исторической науки, мягко говоря, спорно. История – это не только последовательность дат, однако академик, вероятно, этим пренебрегает.

5. Самое интересное – конечный метод расчета "близости" двух последовательностей максимумов, названный Фоменко "вероятностью случайного совпадения лет". Хотя существуют давно апробированные статистические коэффициенты, Фоменко придумывает собственный, основанный на расчете объема многомерного пространства, размерность которого равна числу выбранных максимумов (в нашем примере – 25). "Фокус" состоит в том, что любая относительная разница (например 75%, т.е. 3/4), будучи числом меньше единицы, при этом возводится в 25 степень и становится очень маленьким числом. Можно сделать простую оценку – чтобы в нашем примере две хроники были различны с вероятностью в 1% (т.е. совпадали всего лишь с вероятностью 99%), разница между двумя максимумами в них должна превышать 65 лет, т.е. любые две хроники, в которых на 400-летнем промежутке разница между сравниваемыми максимумами будет меньше 65 лет, коэффициент Фоменко позволяет считать совпадающими с точностью 99%. Если уменьшить это расстояние вполовину – до 32 лет – то после возведения 1/2 в 25 степень, хроники окажутся одинаковыми с невообразимой точностью – до одной десятимиллионной доли процента. Ясно, что пользоваться таким коэффициентом в обычном понимании нельзя. Его нужно проверять на предельные ошибки, строить доверительный интервал, факторизовать и т. д. Естественно, ничего этого у Фоменко нет, а есть только ссылки на некий "вычислительный эксперимент", не подтвержденный никакими реальными доказательствами.

6. Вывод: результаты Фоменко столь же уязвимы с позиций математически, сколь и с позиций истории, филологии и пр.

 

Д.М. Володихин (Москва)

РАДЗИВИЛЛОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
В СИМУЛЯКРЕ РУССКОЙ ИСТОРИИ А.Т. ФОМЕНКО

А.Т. Фоменко и другие сторонники "новой хронологии" выдвигают тезис, согласно которому Радзивилловская летопись является древнейшим летописным памятником. Другие летописные своды, с их точки зрения, представляют собой списки одного протографа – Радзивилловской летописи. Вместе с тем, производится передатировка этого свода: дата его создания переносится на XVIII в.

Помимо целого ряда иных источниковедческих несообразностей, допущенных при формулировании названной гипотезы (не учитываются намного более древние списки летописей, например, Лаврентьевской и Ипатьевской; не учитывается девять десятых палеографических характеристик древнерусских летописных памятников и т.п.), бросается в глаза одна, основная. Три списка Радзивилловской летописи написаны на бумаге различных сортов, относящихся к XV в. (использованы полтора – два десятка типов бумаги) и определяемых по филиграням достаточно точно.

Возникает вопрос: каким образом могла дожить до XVIII в. бумага, изготовленная на 250 лет раньше и не использованная на протяжении всего этого срока? По аналогии, для подобного рода фальсификации в наши дни понадобилась бы стопа чистой бумаги времен Петра I. Трудно представить себе условия, при которых она могла сохраниться. Но даже если допустить такую возможность чисто теоретически, это никак не объясняет сохранности при Петре I виртуальной стопы бумаги XV в., содержащей 15-20 разновидностей. Это самым очевидным образом доказывает неправильность предложенной передатировки.

 

Круглый стол - II

А.А. Аникеев (Ставрополь)

МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ

Одним из важнейших направлений развития исторической информатики как научного направления является ее институализация в системе высшего профессионального образования. Эта проблема становится особенно острой в связи с поиском путей обучения и воспитания следующего поколения клиометристов. Очевидно, что только систематические (стационарные) формы обучения позволяют решить вопрос о кадрах, которые, как известно, "решают все"... Время любителей-самоучек и волонтеров, волей случая оказавшихся в рядах научного сообщества, заканчивается. Нужны специалисты, профессионально подготовленные как в области истории, так и информатики. А этого, увы, самообразованием не достигнешь. Тем более, что с каждым витком компьютерной революции техника и программное обеспечение становится все сложнее. Да и развитие исторической науки на рубеже XX и XXI веков с ее многообразием и междисциплинарной интеграцией требует глубокой и разносторонней от ученого.

Дальнейшее развитие исторической информатики видится по пути организации системы высшего профессионального обучения по исторической информатике. Как известно, в Российской Федерации эта система включает следующие ступени: специализацию, дополнительную квалификацию и специальность. В ряде смежных областей (например, экономике) информационные технологии уже преодолели все эти три ступени. Сейчас в 136 вузах страны и их филиалах ведется подготовка по специальности "Информационные системы в экономике". По ряду причин (в основном, объективных) историки здесь сильно отстают. Процесс институализации исторической информатики как учебной дисциплины и специальности затянулся. Нет этой дисциплины в Госстандарте исторических факультетов. По инициативе Саранского и Ставропольского госуниверситетов, при поддержке Л.И. Бородкина, удалось включить специализацию по исторической информатике в перечень специализаций вузов страны.

Положением о специализации Министерства образования РФ объем трудозатрат определен в 800 часов. Содержание учебного плана и форм контроля определяются учеными советами вузов.

Каким же образом распорядились университеты этим правом? Как реально организована специализация по исторической информатике в России и странах СНГ?

Отмечу сразу, что здесь складывается несколько моделей специализации, хотя цель одна – вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками применения информационных технологий в исторических исследованиях и образовании.

Например, на историко-филологическом факультете Полоцкого госуниверситета (Беларусь), где специализация по исторической информатике началась с 1996/1997 учебного года, она осуществляется на 3-5 курсе путем набора таких спецкурсов как:

Бесспорно, что такая система спецкурсов позволяет студентам овладеть современными методами обработки информации и подготовить их к самостоятельным исследованиям с применением вычислительной техники.

Модель специализации Ставропольского госуниверситета имеет несколько иной вид. Она делает акцент не только на методы, но и включает содержательные компоненты. В учебный план входят следующие дисциплины:

Объем каждой из учебных дисциплин 160 часов, из них 30 – 40 часов лекций, 40 – 30 практических занятий, 20 – 30 часов специализированной практики и по 60 часов контролированной самостоятельной работы. Общий объем специализации 860 часов.

На наш взгляд, такой набор дисциплин позволяет обеспечить знание студентами основных понятий исторической информатики, главных этапов и направлений ее развития, особенностей использования традиционных и машиночитаемых источников, устройство компьютерных систем, создания, хранения и анализа электронного текста, технологий баз данных, статистических методов и пакетов, специализированного программного обеспечения, компьютерного моделирования и применения новых информационных технологий: мультимедиа, Интернет и др.

Специализация осуществляется на III – IV курсе бакалавриата. На следующей ступени профессионального обучения специалисты изучают дополнительно курс "Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании", а магистры три курса: "Компьютерные технологии в науке и образовании", "Информационные поисковые системы в современной исторической науке" и "Статистические методы, математическое прогнозирование и моделирование в исторических исследованиях".

Саранская модель специализации состоит из следующих курсов:

Как свидетельствует учебный план, в Мордовском госуниверситете изучение технологий исторической информатики сопряжено с их применением в документоведении и архивном деле. Видимо, такой подход возможен в зависимости от конкретных потребностей в информационной подготовке выпускников. Специализация по исторической информатике в МГУ им. Н.П. Огарева ведется в 5-9 семестрах.

Следует заметить, что студенты проявляют повышенный интерес к специализации по исторической информатике. Так, в Ставропольском госуниверситете из 75 студентов ежегодно более 30 отдают предпочтение этой специализации перед с архивоведением и музеологией. По исторической информатике в СГУ пишутся магистерские и кандидатские диссертации.

Какие проблемы и трудности возникают при организации специализаций?

Во-первых, нехватка научно-педагогических кадров. Хотя мы имеем мощную общеуниверситетскую кафедру информационных технологий (около 40 сотрудников), но преподавателей, владеющих в равной степени и компьютерными технологиями и историей, недостает. Сейчас готовим через магистратуру и аспирантуру несколько выпускников физико-математического и исторического факультетов к этой работе.

Во-вторых, несмотря на то, что СГУ имеет 350 компьютеров и 13 компьютерных классов, в том числе и на историческом факультете, пока недостает программных средств. Созданный фонд обучающих программ (более 30) в основном предназначен для средней школы, а исследовательские программы требуют стажировки преподавателей по их применению. В этой связи представляется назревшей проблема организации стажировки этих преподавателей при Лаборатории по исторической информатике МГУ им. М.В. Ломоносова.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что членам Ассоциации "История и компьютер" следует продолжить усилия по институализации исторической информатики, добиваться постановки ее изучения на всех исторических факультетах. Шире открывать специализации по этой дисциплине и ставить вопрос перед Учебно-методическим объединением вопрос о принятии Госстандарта дополнительной квалификации по исторической информатике.

 

Л.Н. Мазур (Екатеринбург)

РОЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ"
В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ УРГУ

В 1992 г. на историческом факультете УрГУ при кафедре источниковедения (зав. каф. д.и.н. Т.И. Славко) открылась новая специальность "Документоведение и документационное обеспечение управления", в основу концепции которой был положен принцип подготовки специалиста, отвечающего требованиям современного информационного общества, основная задача которого – обеспечить информационную, документационную, правовую поддержку управленческих решений. Поэтому специальность требует серьезной общегуманитарной, математической, экономической и правовой подготовки, т.е. фундаментального образования. Одной из особенностей данной специальности выступает углубленное изучение компьютерных технологий.

В настоящее время подготовку по специальности 061300 "Документоведение и документационное обеспечение управления" курирует и организует отделение архивоведения, документоведения и информационно-правового обеспечения управления, которое было образовано на основании решения Ученого совета Уральского государственного университета в ноябре 1997 г. на базе двух кафедр исторического факультета – архивоведения и источниковедения. Для обеспечения эффективного обучения при отделении с 1997 г. функционирует компьютерный класс (15 ПК с процессором Pentium), оснащенный современным программным обеспечением (Windows-97, офисные приложения, специализированные программы), позволяющим осуществлять как учебный процесс, так и самостоятельную работу студентов. В 1998 г. создана также Лаборатория офисной оргтехники, используемая в учебных целях и для размножения учебно-методических материалов.

Отделением архивоведения накоплен значительный опыт, подготовлены авторские курсы, которые нашли применение в учебных планах других специальностях факультета: историко-архивоведение, регионоведение, международные отношения. К числу последних относится курс "Информационные системы в управлении", включающий 32 часа лекционных и 16 часов практических занятий в компьютерном классе.

Курс предназначен для ознакомления студентов с основными теоретическими и практическими проблемами создания и функционирования информационных систем в управленческой сфере. По содержанию курс можно разделить на три блока:

1) теоретический, в рамках которого студенты осваивают понятийный аппарат дисциплины, типы и разновидности информационных систем, в том числе ручных и автоматизированных, изучают их структуру и функции. Особое внимание уделяется понятию "информационные технологии" и их роли в совершенствовании информационного обеспечения;

2) управленческий. Данная часть курса предназначена для характеристики основных аспектов информационного обеспечения управленческой деятельности, как в традиционном, так и в автоматизированном варианте. Информационное обеспечение ориентировано на процесс принятия решения в организации, следовательно студенты должны иметь четкое представление об основных этапах принятия управленческого решения, его видах и методах. В лекционном курсе рассматривается понятие "управленческая информационная система" и принципы ее организации. Большое внимание уделено вопросам автоматизации управления, в том числе развитию таких направлений, как внедрение и использование в практической деятельности АРМ; создание интегральных информационных систем для принятия решений;

3) практический раздел курса предназначен для ознакомления студентов на занятиях в компьютерном классе с различными вариантами автоматизированных управленческих информационных систем, как простейших – в виде АРМ, так и интегрированных, например, ПП "Галактика".

В целом курс имеет теоретическую направленность и предназначен для формирования у будущих специалистов базовых представлений о содержании, видах и инструментах информационной деятельности, в том числе о разработке концепции информационной системы, изучении информационных потребностей, определении и формализации источников информации и др. Основная задача курса – формирование информационной культуры, которая необходима не только управленцам, но любому современному человеку. Необходимо отметить, что данный курс интегрируется с другими курсами учебного плана, нацеленными на приобретение конкретных технических навыков работы с традиционными носителями информации – документами, а также на освоение компьютерных технологий. В частности, это курсы "Программное обеспечение информационно-аналитической деятельности", "Технология баз данных", "Сетевые технологии" и др.

Полученные в ходе обучения навыки и знания студенты могут закрепить в ходе обязательной производственной практики "Информационно-аналитическая деятельность на предприятии". Учащиеся имеют возможность ознакомиться с деятельностью информационно-аналитических отделов Администрации областного и городского правительства, управления информации Уралмашзавода, банков и предприятий города, в том числе с функционированием автоматизированных систем, компьютерной обработкой информации, маркетинговыми исследованиями и др.

 

Е.Э. Попова (Минск)

ВВОДНЫЙ КУРС ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ:
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Современная подготовка специалистов с высшим образованием предъявляет к учебному процессу новые требования как в области содержания, так и в области организации и управления. Выполнение этих требований выдвигает задачу повышения качества обучения путем внедрения методик и технологий, которые обеспечивали бы приобретение более полного знания предмета всеми студентами.

Накопленный опыт в области преподавания исторической информатики (ИИ) на историческом факультете Белорусского государственного университета был использован при создании технологии проведения лабораторных занятий по вводному курсу ИИ для студентов 1 курса.

Прежде всего необходимо разработать структуру занятия и подобрать задания для студентов. Целесообразно проводить занятие по следующей схеме:

  1. Ответы студентов на вопросы по теме предыдущего занятия.
  2. Ознакомление студентов с темой, целью, задачами лабораторного занятия. Краткая характеристика предстоящей работы, привлечение внимания к наиболее трудным моментам.
  3. Практическая часть. Вопросы студентов. Консультации преподавателя.
  4. Итоги занятия.

В качестве методического обеспечения проведения лабораторных занятий по вводному курсу ИИ выбраны учебно-методические указания. При этом: каждый студент получает возможность работать самостоятельно на основе имеющихся знаний по информатике и своих индивидуальных способностей; преподаватель может контролировать работу всех студентов одновременно, давать консультации индивидуально в течение всего времени проведения занятий, эффективно управлять самостоятельной работой вне компьютерного класса, в тех случаях, когда это необходимо (отработка пропущенных занятий, самостоятельная работа по желанию и т.д.).

Применение учебно-методических указаний дает наибольший эффект, если при их составлении учитываются следующие факторы:

Для проверки эффективности разработанной технологии обучения были выбраны три контрольные и три экспериментальные группы с одинаковыми “стартовыми” возможностями (количество человек, медалистов, лицеистов, уровень школьной компьютерной подготовки и т.п.). Был проведен сравнительный анализ выполнения контрольных работ по темам: Операционная система Windows; Текстовый процессор MS Word (см. Таблица 1, Рис.1, Рис. 2, результаты даны в процентах).

Таблица 1.

Группа

Операционная система Windows

Текстовый процессор MS Word

 

неуд

удовл

хор

отл

неуд

удовл

хор

отл

Контрольная

23.1

50

11.5

15.4

15.4

23.1

30.8

30.8

Экспериментальная

10.7

17.9

28.6

42.9

0

7.1

42.9

50

 

Рис. 1.

Рис. 2.

Таким образом, применение указанной технологии позволяет повысить эффективность усвоения изучаемого материала, содействует повышению качества подготовки историков по ИИ.

 

Ю.А. Русина (Екатеригбург)

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА:
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

Междисциплинарный подход в источниковедении имеет глубокие корни. В самом объекте этой области научных знаний, историческом источнике, и его природе заложена междисциплинарность. В прошлом веке, когда происходило становление науки, оформление источниковедения в самостоятельную научную дисциплину, данный подход проявлялся в привлечении методов палеографии, дипломатики, генеалогии и других смежных с историей наук. Сегодня не вызывает сомнения, что достичь главной цели метода источниковедения – установить информационные возможности источника и аргументировано оценить его значение – невозможно без учета потенциала других наук. Междисциплинарный взгляд должен быть основой и при развитии такой крупной теоретической проблемы, как классификация исторических источников. Кроме того, нельзя забывать о появлении электронной документации и возможном выделении ее в самостоятельный источниковый тип, что рождает огромное количество как теоретических, так и прикладных вопросов.

В последние десятилетия интеграционные методики в исторических исследованиях и образовании формируют специалистов нового типа. Работы, выполненные на стыке гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний вызывают неизменный интерес и получают оценку перспективных. Каким бы упорным не было “противостояние” традиционалистов квантификаторам, но уже не вызывает сомнения тот факт, что современный историк-исследователь не может обойтись без компьютерной подготовки, знания возможностей информационных технологий. Особенно это актуально для специалистов, работающих с массовыми источниками.

На историческом факультете Уральского госуниверситета существует четыре специализации: историки, историки-архивисты, специалисты в области теории и истории международных отношений, документоведы. Последние, в силу специальной программы обучения, являются наиболее “продвинутыми” в области информационных технологий. Учебный план, который включает в себя мощный “точный” блок при наличии традиционной, фундаментальной гуманитарной и классической исторической подготовки, нацелен на формирование уже упомянутых специалистов нового типа.

Студенты, которым предстоит на 4 курсе изучать источниковедение, уже освоили: информатику, основы логики и математического анализа, теорию баз данных и компьютерные технологии документооборота, математические методы в социально-экономических исследованиях, сетевые информационные технологии, теорию вероятностей и математическую статистику, программное обеспечение информационной деятельности, защиту информации в компьютерных системах, автоматизированные архивные технологии, математические модели и методы системного анализа. Вполне вероятно, что у них формируется совершенно иной, нежели у “классических” историков алгоритм мышления.

В этой связи в ходе преподавания курса источниковедения отечественной истории представляется необходимым учет развития знаний в области исторической информатики. Как это сделать? Безусловно, нельзя отказываться от глубокого изучения методологии источниковедения, его теоретических основ и источниковых комплексов. В то же время, рамки курса могут быть расширены и здесь видится, по крайней мере, два пути: во-первых, вплетение в структуру лекций нового содержания и, во-вторых, включение самостоятельных разделов, как в лекционную канву, так и в тематику практических занятий.

Например, современная учебная литература классического варианта, к сожалению, не учитывает глубоко и подробно результатов работы И.Д. Ковальченко в рассматриваемой области: связь методов исторического и источниковедческого исследования, соотношение квантитативных и традиционных подходов в источниковедении, трактовка исторического источника и проблемы классификации с позиций теории информации. Самостоятельного раздела, несомненно, достойно источниковедение массовых источников: теоретические и методологические проблемы, специфика методов источниковедческого исследования, проблема повышения информационной отдачи.

Источниковедение, которое относится к фундаментальной области, методологии исторического знания не может не реагировать на развитие технологий, напрямую связанных с выявлением информации из исторических источников. Именно эта научная и учебная дисциплина, в ходе подготовки историков и других специалистов на базе исторических факультетов, может внести существенный вклад в преодоление непонимания между традиционалистами и квантификаторами. Речь не идет о превращении первых во вторых, задача боле сложная – формирование специалистов качественно нового уровня.